
Да-да, того самого. Ему 84 года (до 120!), он тяжело опирается на палку и говорит тихо, но если бы не палка, он бы по-прежнему летал перед аудиторией. Много шутит: "Не слышно меня? Ну да, меня никогда не слышали и не понимали..." "Совсем глупая идея, скажу её для вас..." "Я нашёл эту мысль в книге "Пиркей моадот" (это книга самого рава Броера, кто забыл) и она мне понравилась..."
Простые идеи, но их невредно повторить:
По его словам, в Торе 7 раз повторяется выражение חג המצות и 7 раз - חג הסוכות. Все семь раз Тора напоминает, что нужно есть мацу, но только один раз - что нужно сидеть в сукке. "Потому что это само собой разумеется! Суккот - это чисто сельскохозяйственный праздник, в это время все собирают урожай и живут прямо на месте работы, в садах и в виноградниках, в шалашах. Мы и так сидим в это время в сукках, зачем это заповедовать?" Не нужно приказывать нам именно в это время покинуть тёплый дом и переселиться в шалаш: это естественный и очевидный поступок. (Кстати, и дома в то время были не теплее шалаша). В этом особенность Суккота - религиозное освящение сельскохозяйственного праздника. "Все наши соседи сидят в шалашах и радуются тому, что они собрали большой урожай, а мы сидим в шалашах и радуемся тому, что Бог его нам дал". И земля Израиля - "где сказано в Торе, что она свята? Ну где? Говорится лишь, что она изобильная. Это совершенно светская, профанная земля, а наша задача - использовать её и её плоды для достижения святости". В этом особенность праздника Суккот: сукка - это заповедь, в которую можно войти "целиком и с сапогами", как говорят хасиды, и любые наши действия в сукке являются выполнением заповеди. Так и страна Израиля: всё, что мы делаем в ней, должно служить нуждам святости.
Но Тора всё же один раз заповедует "сидеть в сукке" и аргументирует: "потому что в шалашах посадил Я сынов Израиля по выходе из Египта". "Это напоминание о том, откуда у нас всё это взялось. Мы сидим в шалашах, собираем гранаты и пьём молодое вино, и при этом чувствуем себя, как будто мы сидим в шалашах в пустыне, собираем манну и пьём воду из колодца Мирьям. Происхождение и той, и этой пищи - одно, всё от Бога".
Добавлю: в Новое время в Ашкеназе погода и климат изменили суть праздника. Появились комментарии, согласно которым "в Суккот от евреев требуется самоотверженность, чтобы жить не в тёплом доме, а в сукке, под холодным ветром". (А ведь изначально шалаши строились для защиты от жары...) Наконец, "Арух ѓа-шулхан" фактически произвёл всех евреев в "истенисы", сказав, что при условиях, при которых мы покинули бы наш дом и переселились бы в другой, более комфортный, мы можем покинуть и сукку. И нечего мёрзнуть.