nomen_nescio: (Default)
[personal profile] nomen_nescio
Манихейская история мира начинается с момента, когда Материя — активное начало Мрака — позавидовала красоте Света и пожелала захватить его. Открылись пять стихий Мрака — они же пять миров плоти — из них излились пять стихий мрака: дым, огонь, ветер, вода и тьма. Материя стала выращивать из них пять видов деревьев, своих воплощений. Узнав о помыслах Материи, Отец Величия вызвал свои первые эманации — Мать Жизни, она же — Великий Дух, и Первочеловека. Материя же воплотилась в плоды пяти видов деревьев и дала им созреть...
...Были созданы два Корабля света — Солнце и Луна, предназначенные для очищения и вознесения человеческих душ.
(Смагина, Манихейство, стр. 125-128).

Date: 2015-05-04 04:37 am (UTC)
From: [identity profile] yohaha.livejournal.com
Сильмариллион - легкий гностический миф, не специфчески манихейский

Date: 2015-05-04 06:28 am (UTC)
From: [identity profile] hasidel.livejournal.com
В нашей традиции идея что Самаэль позавидовал молодоженам, и решил их соблазнить - не отголоски ли?

Date: 2015-05-04 02:50 pm (UTC)
From: [identity profile] buddhistmind.livejournal.com
типичная вариация гностического мифа. Как у Валентина и Василида, или некоторых неоплатоников, которых, несомненно читал Толкин. Или как в Древней Индии.

Ещё в Ригведе

Ригведа, X, 72

8. Восемь сыновей Адити рождены из [ее] чрева.
Вознеслась она к богам, с семерыми [сыновьями],
Мартанду она отвергла.
9. С семью сыновьями вознеслась Адити в ранний век,
Для рождения и умирания вновь привела [она] Мартанду.

(ведийская поэзия очень сложна для восприятия и перевода (в оригинале) - так что это очень приблизительно)

Т.е. это древнейший индоевропейский миф (Ригведа - 1600-1200 гг. до н.э.)

"Но однажды, когда ей пришло в голову поесть первой, процесс разладился: она произвела на свет мертвое яйцо, Мартанду (Mârtânda), бесформенную массу плоти (по версии ШБ III 1, 3, 3). Ей пришлось призвать Адитьев, своих сыновей, которые согласились дать этому выкидышу жизнь и форму и признать его равным себе, но при условии, что его потомки будут приносить им жертвы".

Ш. Маламуд. Испечь мир: Ритуал и мысль в Древней Индии.

Именно Мартанда, так же, как и "низшая София", в одном из древнеиндийских мифов желает обратно воссоединиться с Целым, Адити (на санскр. "адити" = "бесконечность") (т.е. "Светом", "Прародителем", "Глубиной"). Отвергнутый, он создаёт наш, "тварный" смертный мир. Становится ("злым") гностическим "Демиургом" в некотором роде.

Другая интересная параллель:
"Согласно более древней традиции, сохранившейся в "Бундахиш-не", Гайомарт жестоко сопротивлялся врагам и прежде, чем погибнуть, нанес им серьезный урон. В манихейской мифологии Перво-человек, Gehmurd (Gayomart) возглавлял сопротивление враждебным действиям Зла; ср.: Widengren. The Death of Gayomart. – Myths and Symbols. Studies in Honor of Mircea Eliade, Chicago, 1969, pp.179-193), p. 181(*133) См. также: idem. Primordial Man and Prostitute: a Zervanite Motif in the Sassanid Avesta. – Studies in Mysticism and Religion, presented to Gershom G. Scholem, pp. 337-352.

К. Хофман выявил сходство Гайомарта с полубожественным ведическим персонажем, Мартандой ("смертное семя"); ср.: Martanda et Gayomart. – Munchener Studien zur Sprachwissenschaft, II, 1957, pp. 85-103.

По теме "макрокосм-микрокосм" и ее связи с космогонией и с ГаЙомартом см.: Anders Olerud. L'Idee de macrocosmos et de rnicrocosmos dans le Timee de Platon (Uppsala, 1951), p.144 sq...
....
В иудейской среде обнаруживаются аналогичные умозрения по поводу имени Адам. Один из текстов "Сивиллиных книг" (III, 24-26), датируемый II или 1 в. до н.э., объясняет имя Адам как символ Космоса"

Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том второй: от Гаутамы Будды до триумфа христианства.

Date: 2015-05-04 02:52 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Адам как символ космоса - это очень забавно. Этот текст воспринимает имя АДАМ как аббревиатуру названий четырёх сторон света по-гречески.

Date: 2015-05-04 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] buddhistmind.livejournal.com
Да. Дальше он ссылается на какой-то старославянский (?) перевод Еноха и ещё на Фестюжье:

"Ср. также: Livre d'Henoch Slave (Charles. The Apocrypha, Oxford, 1913, II, p. 449)* 132 ; алхимик Зосима, Commentaires authentiques, §11, перевод: Festugiere, La Revelation d'Hermes Trismegiste, I (P., 1944), p. 269.

Миф о людях-растениях, рожденных из семени невинного существа, отданного на заклание или повешенного, см.: Eliade. Gayomart et la Mandragore. – Ex Orbe religionum. Studia Geo Widengren Oblata II (Leiden, 1972) pp.65-74. "

Date: 2015-05-04 03:19 pm (UTC)
From: [identity profile] buddhistmind.livejournal.com
Есть ещё каббалистическое толкование:
"Адам Кадмон (ивр. ‏אדם קדמון‏‎‎‎ — «первоначальный человек») — в каббале: название первого (высшего) из 5 духовных миров, созданных после Первого Сокращения (на иврите «Цимцум Алеф») как система для исправления Творения."

Date: 2015-05-04 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] volgota.livejournal.com
Это общеиндоевропейское представление, а в каббале они просто копируют в силу синкретического и подражательного характера каббалы как таковой.

Date: 2015-05-05 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] buddhistmind.livejournal.com
Думаю, что это палеолитический и древнеевразийский миф в целом. Он присутствует в шумерской и ассиро-вавилонской мифологии и в древнекитайской, в племенных обществах по всей земле. В смысле - миф о космическом первочеловеке (убитом\принесённом в жертву\сражавшимся со злом). И "гностический миф" тоже о-о-очень древний.

Слово "адам" само по себе означает "земля" - так что связь с "миром", "космосом" здесь непосредственная на лексико-семантическом уровне.

"The noun 'adam is also the masculine form of the word adamah which means "ground" or "earth"."

Эта этимологическая связь подчёркивается в Торе в самом начале, в "Творении"\"Происхождении": "прах ты и в прах возвратишься". "Прах" = "земля").

(для греков "космос" был чем-то вроде "мирового целого", "организованного мирового пространства")

Date: 2015-05-05 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] volgota.livejournal.com
Однако в семитской Торе он не представлен.

Date: 2015-05-05 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] buddhistmind.livejournal.com
Ну, вообще-то "адам" это и есть вариант космического первочеловека:

"Its root is not attributed to the Semitic root for "man" -(n)-sh. Rather, ׳āḏām is linked to its triliteral root אָדָם (a-d-m), meaning "red", "fair", "handsome".[4] As a masculine noun, 'adam[5] means "man", "mankind" usually in a collective context as in humankind.[4][6]

In the Book of Genesis, ׳āḏām can also be rendered "mankind" in the most generic sense, which is similar to its usage in Canaanite languages.[8][9] The use of "mankind" in Genesis, gives the reflection that Adam was the ancestor of all men."

Слово "адам" означает что-то вроде "человечества" в собирательном, всеобщем смысле и не образовано от семитского корня для "человека".

Но в египетской и шумеро-вавилонской традиции такой миф представлен:

"Процесс создания человека изображен в «Сказании об Атрахасисе» очень образно, но содержит много не всегда понятных ассоциаций и может иметь различные толкования.

Нинту сказала, что ей нужна особая глина, в которой объединилось бы божье и человеческое начала.

Боги убили некоего Ве-Ила и на его крови замесили глину. «Ве-Ила» означает «разум бога». Скорее всего, это символический образ. В представлении древних вавилонян понятие «разум», «кровь» и «душа» были тесно взаимосвязаны. Душа воспринималась ими как материальная субстанция, находящаяся в крови, и обозначалась тем же словом, что и разум. Таким образом, глина, замешанная на крови «разума бога», обретала божественную душу.

Впрочем, существует и другое, более конкретное толкование этого эпизода «Сказания». Некоторые исследователи считают, что Ве-Ила был одним из Игигов, зачинщиков восстания, а его убийство носило характер наказания и искупительной жертвы."

Date: 2015-05-05 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] buddhistmind.livejournal.com
Причём в Талмуде неоднократно говорится, что Адам был гигантским существом, заполнявшим собой всё пространство от неба до земли (до грехопадения).

"His body reached from earth to heaven [or from one end of the world to the other] before sin caused him to sink" (Ḥag. 12a, Talmud tractate Sanhedrin 38b).[2]"
Edited Date: 2015-05-05 11:53 am (UTC)

Date: 2015-05-05 10:47 pm (UTC)
From: [identity profile] volgota.livejournal.com
Талмуд, очевидно, заимствует из зороастризма, в Торе же нет ничего такого. Наоборот, Ева разговаривает со змеей, которая, очевидно, маленькая.

Date: 2015-05-06 01:04 pm (UTC)
From: [identity profile] buddhistmind.livejournal.com
"Талмуд, очевидно, заимствует из зороастризма"

кому очевидно? Не знаю никого из специалистов, кому это не очевидно. Не подскажете?

Наоборот, там много моментов, подтверждающих это (поклонение ему ангелов и эпизоды, где они его, кажется, путают с богом). К тому же в кумранских рукописях - т.е. в древнейшей доступной версии Торы, на тысячелетие более ранней, чем нынешняя масоретская, Адам - огромное совершенное сияющее существо (до грехопадения). Само грехопадение, очевидно, вариация расчленения\принесения в жертву первочеловека (и создания из него нынешнего несовершенного мира). Талмуд - "устная Тора", древняя еврейская устная традиция. Откуда вы взяли про зороастризм - непонятно. Причём непонятно, при чём тут зороастризм - в Вавилоне была ассиро-вавилонской мифологией, сама Библия Библия пронизана ей (и зороастризм отчасти).

Слово "адам" всё равно означает "первочеловек" или что-то вроде этого.

"Наоборот, Ева разговаривает со змеей, которая, очевидно, маленькая."

А при чём здесь это? Там, извините, никаких размеров не указано. Может быть, это было Древо Мира, а на нём Мировой Змей. А вот то, что Ева создана из ребра Адама как раз может говорить о масштабе Адама. И это обсуждается подробно у библеистов и ассириологов.

Date: 2015-05-06 05:59 pm (UTC)
From: [identity profile] volgota.livejournal.com
>Там, извините, никаких размеров не указано.

Вы сами все сказали.

Date: 2015-05-05 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] buddhistmind.livejournal.com
да, согласен, каббала, судя по всему, синкретическое и относительно позднее учение.

Date: 2015-05-07 05:11 am (UTC)
From: [identity profile] ermenegilda.livejournal.com
Манихеи говорили: "Кого убьешь, тем в следующей жизни и станешь". Читала я про раввина в Нью-Йорке, доказывавшего, что нацисты в следующей жизни рождались евреями.

Profile

nomen_nescio: (Default)
Arye Olman

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 25th, 2026 03:48 am
Powered by Dreamwidth Studios