nomen_nescio: (Default)
[personal profile] nomen_nescio
Представим себе жизнь человека на протяжении всей истории (до недавнего времени, до эпохи конституционного права, демократии и развития науки и техники). Он не понимал устройства окружающего мира. Он не знал, почему он вдруг заболевает и выздоравливает. Он не мог знать, что происходит за пределами его кругозора. Он не мог предотвратить неприятные случаи, вроде нападения разбойников.
А правил им царь(персидский шахиншах - "царь царей", римский кесарь и август, византийский басилевс, варварский король, эмир или просто вождь шайки разбойников, захвативших город). Такой же человек, как он, только имеющий неограниченную власть - то есть очень сильный. Чтобы царь хорошо относился к человеку, ему нужно было сначала принести хороший подарок. Вокруг царя были придворные, которые просто так к царю не подпускали, а придворные были тоже с характером - и добрые, и злые. Хорошо, если за тебя заступится много добрых придворных, и плохо, если против тебя будет говорит много злых придворных. Нужно было постараться, чтобы злые придворные не мешали и не наговаривали на человека царю; например, нужно было улучить момент, когда эти злые придворные чем-то отвлечены, или обмануть их. Аудиенции у царя добиться было очень нелегко, можно было лишь прокричать свою просьбу, когда царь выезжал куда-то со своей свитой. Причём хорошо бы успеть пораньше.
Даже когда человек добивался встречи с царём - он не знал, в каком настроении находится царь, зол он сейчас или добр. Нужно было ловить момент, когда царь в хорошем настроении. Например, царь любил, когда его долго хвалили, лучше в рифму, тогда он приходил в хорошее настроение и выполнял просьбу. А мог и не выполнить - и никто ему не указ. Если царя разжалобить, расплакаться, он может сменить гнев на милость: "повинную голову и меч не сечёт". Вместе, всей деревней, легче разжалобить царя: если он увидит, что так много людей плачут, он с большей вероятностью смилуется. А ещё - если плачут уважаемые старцы: смотри, мы в своей деревне обладаем уважением, но перед тобой мы его оставили и смиренно склоняемся к твоим стопам.
Кроме того, царь мог просто забыть, что ему когда-то оказали некую услугу и за неё не худо бы отплатить. Поэтому ему нужно громко напоминать: "вспомни!"
Кстати, справедливость тут ни при чём: каждый человек в чём-нибудь да виноват перед царём, подати не платил, например, или должный почёт не оказал, или вышел из тронного зала не пятясь, а отвернувшись. Полностью царю угодить невозможно, так как он живёт в таком огромном и великолепном дворце, что никакие восхваления крестьянина или горожанина не сумеют адекватно описать его величие: а недостаточное описание величия царя уже есть преступление. Кроме того, простой человек не может знать всех указов и законов, которые издаёт царь - их много, и пойди разберись в царском архиве, и не может знать, чего царь захотел и не получил, и поэтому неизбежно что-нибудь да нарушает. Поэтому справедливый царский суд - это секир башка, а добрый приговор - это не следствие законопослушания, а следствие действия царя в обход законов (а это его законы, и никто ему не попеняет за их обход). И нам нужно добиться того, чтобы царь возжелал пересесть с трона, на котором он судит, на трон, на котором он пребывает в хорошем настроении.
Даже если царь вынес кому-то суровый приговор - можно ещё остановить гонца, пока он не передан исполнителям, ещё есть шанс умолить царя и он вернёт гонца. Но царский гнев - если уж он вырвался - невозможно остановить, можно лишь перенаправить его на наших врагов.
Простой человек знает, что "до царя далеко", поэтому старается оберечься от исполнителей его воли на местах, у которых обычно плохой характер. "Царь жалует, псарь не жалует". А кроме них, есть ещё обычные разбойники, вовсе царю не подчиняющиеся и даже ему противостоящие, которые рады поиздеваться над человеком. Некоторые предпринимают меры самозащиты. Мудрый же человек знает, что с просьбами нужно идти прямо к царю, а уж он найдёт управу на разбойника: ведь разбойники - это явные бунтовщики против царя, к ним милосердия быть не может. Но царю бывает некогда, или он занят в другом месте, поэтому разбойники продолжают бесчинствовать.
***
Это я описал традиционную еврейскую литургию (особенно Грозных дней), а также систему ангелов и бесов.

Теперешний человек знает, отчего бывают болезни и как их лечить, где находится вражеское войско, куда звонить в случае ограбления. Он знает число звёзд и законы их движения. Он выбирает себе правителей, которых он сам может сместить. Правители судят по законам, которые справедливы, а если несправедливы - их можно изменить. Разумеется, никто не застрахован от аварий и кирпича с крыши, но есть меры предосторожности и всегда можно найти виноватого.
И вот современный человек, никогда в жизни не сталкивавшийся с описанной мною системой, намеренно вводит себя в неё. Для чего?
Если молитва - это средство самосовершенствования, зачем проводить её в системе, в которой от совершенства обращающегося к власти зависит очень мало? И не говорите мне о чувстве близости и экстазе, вызываемом молитвой: такое же чувство легко достигается вполне атеистическими восточными духовными практиками, а уж химическими веществами (знаменитые капли окситоцина в нос)...
Поэтому в наши дни так популярны браславские молитвы, во многом являющиеся разговором с самим собой, а также молитвы из книг по мусару. Поэтому же устраиваются вечера и семинары с объяснением молитв - то есть с вложением в них намерений, не чуждых современному человеку.
А нового молитвенника никто не написал.

Date: 2015-09-17 06:31 am (UTC)
nechaman: (i)
From: [personal profile] nechaman
Никто по настоящему не знает, почему человек болеет. Вирусов, а тем более бактерий в округе полным полно. И вдруг, бац, заболел.
Скажите еще, что "простудился".
И насчет упорядоченности мира, не рассказывайте мне ничего, пожалуйста... Пока тебя жареный петух в задницу не клюнул, тебе кажется, что все работает логично. Но стоит попасть в больницу, ты понимаешь, что запутался в сети страховой компании, больничных касс, посредников, больниц и поликлиник. Которые обещают, что вам (в моем случае моей работнице) положено все, потом во всем отказывают, а потом дают совсем не то, что ты просил. (И это, когда человеку нужна срочная операция) От этого всего мне лично просто хочется завыть. (Труа?) Впрочем, это и раби Нахман ожидал от своих учеников...
И все это без всякого злого умысла, который мы могли бы приписать подданным царя. В выстроенной вами схеме, хотя бы понятно, почему надо дать взятку или поплакаться.

Date: 2015-09-17 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Ну и как в эту картину вписывается капризный царь?

Date: 2015-09-17 07:03 am (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Почему капризный?
Если ты не находишь смысла в том, что вокруг происходит, это еще не значит, что его нет ИМХО...

Date: 2015-09-19 01:24 am (UTC)
From: [identity profile] hamaskil.livejournal.com
"Тяжело искать в темной комнате черную кошку, особенно когда ее там нет".
Типичное человеческое развлечение - попытка во всем найти явный или скрытый смысл, найти скрытую закономерность. Отсюда и вылезают разнообразные приметы, боги и другие человеческие придумки.

Date: 2015-09-19 05:37 pm (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Точно.

Date: 2015-09-19 01:26 am (UTC)
From: [identity profile] hamaskil.livejournal.com
У мадам медицинское образование ? Современная медицина достаточно хорошо знает, почему человек болеет. Вирусов и бактерий вокруг и внутри очень много, но есть и иммунная система. Стоит ей ослабеть ( в результате стресса, например ), и бактерии начинают размножаться.

Date: 2015-09-19 05:38 pm (UTC)
nechaman: (Default)
From: [personal profile] nechaman
Ну, конечно, это все объясняет :)

Date: 2015-09-17 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] shunara.livejournal.com
Древние знали от чего возникают болезни и как их лечить - из за бесов которые вселяются в людей и их надо изгнать, или из за дурных запахов, которые надо перебить духами, смотря по эпохе. Большинство людей были крестьянами, и жили в деревнях по своим законам, законам общины, понятным и простым, и дела решались по справедливости, без помощи адвокатов и сложных прецедентов превращающих суд во что то непонятно и непредсказуемое. Царские законы их на практике не касались, да им и не предназначались. Что да то да, древние намного чаще видели смерть, рождение, болезни чем современные люди, так как тогда больных не прятали в больницы, дурдома и прочие специальные заведения, и потому древние сильнее ощущали бессилие человека перед обстоятельствами.
Ну а все рассуждения древних про царя исходят не из непосредственного знания, а на основе слухов, сплетен и собственной фантазии, подобно тому как сейчас обсуждают личную жизнь голивудских звезд.

Date: 2015-09-17 07:24 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Молитвы составляли серьёзные люди, которым часто приходилось ходить к кесарю, августу или шахиншаху просить за евреев. Мы должны быть благодарны им за то, что в молитвы не входят взятки ангелам (кроме обсуждения известного вопроса "молимся ли мы ангелам", о котором я писал).

Date: 2015-09-17 07:30 am (UTC)
From: [identity profile] shunara.livejournal.com
я не думаю что авторы мишны хоть раз видели императора, не говоря уж про личную аудиенцию.

Date: 2015-09-17 07:34 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Римская империя века со второго была поделена на две части: западную и восточную. Западной частью правил человек с титулом "август", восточной - человек с титулом "кесарь". Он жил то там, то тут, бывало, что и в Кесарии. Его и видели авторы Мишны и мидрашей.

Date: 2015-09-17 07:52 am (UTC)
From: [identity profile] shunara.livejournal.com
ну, тогда уж не мишны а талмуда, мишна к тому времени уже была написана. Да и то, в Кейсарии и евреев почто не были, не говоря уж про авторов мидрашей. Даже если раз в десять лет римский наместник бывал в Кейсарии, вряд ли его видели многие из мудрецов.

Date: 2015-09-17 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Но все, кто управлял хоть чем-нибудь (общиной, например), знали, как работает кесарский двор. Да и двор любого наместника работал так же.
А в Кесарии, по мнению Либермана, был написан "Талмуд де-Кесарин" - Йерушалми Бава кама, мециа и батра.

Date: 2015-09-17 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] ermenegilda.livejournal.com
В древних и средневековых республиках люди сами выбирали себе правителей и могли их сместить.

Date: 2015-09-17 07:58 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
В те времена и в тех местах не писались еврейские молитвы.

Date: 2015-09-17 08:17 am (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
Как реально прижмет, так никакие конституционные права и телефоны не помогут. Все равно останется только великий пан, у которого надо просить милости, может и помилует.

Date: 2015-09-17 08:23 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Стоит ли полученное, предположим, чудесное избавление формирования таких представлений о Великом и Гордом Пане?

Date: 2015-09-17 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
А это кого как прижмет.

Date: 2015-09-17 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] pavel-zaak.livejournal.com
Оказывается, вся проблема в новом сидуре.
Так новых сидуров всегда много. И пишутся постоянно новые. А потом новые забываются - раньше, чем традиционные. Но находится новые авторы новых сидуров. Обычная картина.
А ваш текст спокойно можно переделать под написанный 2 тысячи лет назад.

Date: 2015-09-17 11:53 am (UTC)
From: [identity profile] lkitross.livejournal.com
Бросается в глаза при чтении "Вот мы как глина в руках горшечника, захочет - бросит..." А где понятия о справедливости?

Date: 2015-09-17 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
В этом пиюте вообще никакого суда нет. Он о другом: Бог использует людей так, как Ему нужно. Он не о царе, а о нашей миссии.

Date: 2015-09-19 01:21 am (UTC)
From: [identity profile] hamaskil.livejournal.com
О какой справедливости может идти речь ? Злой и требовательный (с) бог всегда найдет, за что наказать ( был бы человек, а статья найдется ).
Можно всю жизнь корячиться, тупо делая мицвоты, по три раза в день молиться в миньяне, и под конец отправиться в газовую камеру. Спасибо товарищу господу за наше счастливое детство.

Больше подходит

Date: 2015-09-19 05:20 pm (UTC)
From: [identity profile] lkitross.livejournal.com
Это больше подходит для предыдущего аватара/ника.

Date: 2015-09-17 12:48 pm (UTC)
From: [identity profile] schasvirnus.livejournal.com
А вот мы ребята простые. Мы на Царевой службе. Типа господа гусары - эполеты в виде кисточек, утренняя полковая поверка - шахарит, легальная офицерская пьянка в праздники.

На всякий случай - главный враг Империи - Йецер хаРа.

Понятно, что чуть что не то - мы к государю-императору, какие там посредники еще? Мы - офицеры Имперской Гвардии. Мы прямо к Государю. Постоя будем требовать и овса для лошадей. А как служить иначе?

Чем не модель? Вот так и буду молиться в ЙК.

Date: 2015-09-17 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Я тоже так думаю и согласен с подходом. Но вопрос-то мой был о простом смысле молитв!

Date: 2015-09-17 01:24 pm (UTC)
From: [identity profile] schasvirnus.livejournal.com
Так и я о простом.

Царю (от страха): овес нынче подорожал, отгрузи овса по внятной цене, а то воевать не смогу

Царю (от любви): овес нынче подорожал, что делать будем? Супостат у ворот. Я продержусь еще сутки на старом овсе.

Date: 2015-09-17 01:39 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Правильно. Это основа для составления личной молитвы. Я тоже так думаю. Но при чём тут עת רצון, количество защитников и обвинителей, "обман сатаны", "царь в поле", "сначала приносят "дорон", потом излагают просьбу", "пересесть с престола суда на престол милосердия", "усладить суд" (להמתיק דינים וגבורות)?

Date: 2015-09-19 01:30 am (UTC)
From: [identity profile] hamaskil.livejournal.com
Да ерунда это все. Мудрецы писали молитвы по понятиям. Типа, р. Элиезер сказал 24 благословения и не получил ответа. А р. Акива сказал "Авини мулкайни", и бац - сработало. Усе, теперь до кучи говорим и "малкейну".
Вот если бы действовали двойным слепым методом (*), то быстро бы обнаружили, что никакие молитвы ни на что не влияют.

(*) Двойной слепой метод заключается в том, что не только испытуемые, но и экспериментаторы остаются в неведении о важных деталях эксперимента до его окончания. Двойной слепой метод исключает неосознанное влияние экспериментатора на испытуемого, а также субъективизм при оценке экспериментатором результатов эксперимента

Date: 2015-09-17 01:37 pm (UTC)
From: [identity profile] yohaha.livejournal.com
А с простым смыслом всего наши мудрецы уже давно разобрались. Тору, что, тоже переписывать с ее око за оком и козленком в молоке матери?

Date: 2015-09-17 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
В последние годы выпускаются "сидуры для нашего современника", со статьями и комментариями. Типа ממך אליך.

Date: 2015-09-17 01:35 pm (UTC)
From: [identity profile] yohaha.livejournal.com
Осталось только внести сюда представление о том, что Йецер га-Ра - это царский шут или собственная жена...

Date: 2015-09-18 02:25 am (UTC)
From: [identity profile] ykh.livejournal.com
Это типа продолжение Лео Таксиля?

Date: 2015-09-22 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com
Поэтому, как учит нас рабейну Майк Фрейкман (кстати, рекомендую), религия и появляется вместе с появлением городской иерархии. Хотя до-религиозные магические представления тоже никуда не деваются, и не делись до сих пор.

Date: 2015-09-22 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
А как же святилище в Чатал-Хююк, до всяких городов?

Date: 2015-09-22 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com
Имеется в виду религия про царя с такими-то и такими-то придворными. Кстати, астрономическая/культовая башня в Йерихоне - тоже еще ДО города.

Date: 2016-09-17 09:30 pm (UTC)
From: [identity profile] mnashe.livejournal.com
Понравилась статья. Отражает и моё интуитивное восприятие значительной части текстов молитв Грозных дней и особенно слихот. Эти тексты меня всегда отталкивали, никак не вписывались в мои представления об отношениях человека с Творцом.
Но только теперь, прочитав эту статью, я понял причину.
Я практически сразу, как познакомислся с текстами слихот, решил их игнорировать: что ж это за молитва, если тексты мне чужды? В молитвах Рош-ɦаШШана (в основном в ʕамиде) есть и совсем другие мотивы, некоторые тексты мне очень нравятся. А в слишхот — сплошной мрак…

Ещё, кстати, я қинот не читаю. Тоже в основном мрак какой-то. Жалобные стихи, некрасивые по форме и не трогающие душу. Колоссальный контраст с душераздирающей Мəгиллат Эйха. На мой взгляд, добавив к чтению Эйха все эти пиютим, составители молитвенных канонов не прибавили, а убавили.
Вот думаю теперь посмотреть и на эти тексты с той же исторической позиции… Но знаний не хватает…

Profile

nomen_nescio: (Default)
Arye Olman

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 25th, 2026 05:47 am
Powered by Dreamwidth Studios