nomen_nescio: (Default)
[personal profile] nomen_nescio
Раши на Берешит 24:67
האהלה שרה אמו
…в шатер Сары, его матери …
[Стих можно прочесть следующим образом: «И ввел ее Ицхак в шатер, Сара – его мать».] И ввел ее в шатер, а она – словно Сара, его мать». Ведь пока Сара была жива, светильник [в ее шатре] горел от одного субботнего вечера до другого, благословение было на тесте (оно хорошо поднималось) и облако клубилось над шатром. Когда же она умерла, все это прекратилось, а с появлением Ривки появилось вновь. [Так сказано] в Берешит раба (60:16).

Интересно, что в цитируемом Берешит раба приводится и четвёртое чудо: пока Сара была жива, двери ее дома были раскрыты для достатка, когда она умерла, достаток исчез, а когда Ривка пришла - достаток вернулся. Шевель пишет, что ни в одном субкомментарии на Раши не видел объяснения, почему Раши не привёл это четвёртое чудо. Хотя в Йефе Тоар красиво описаны качества достойной женщины, на которые эти чудеса намекают.
Два возможных объяснения:
1) У Раши была другая рукопись мидраша.
2) Магическое число "три"! Три чуда - это красивее, чем четыре.

Date: 2007-07-04 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] uri-superfin.livejournal.com
Вы что, хотите сказать, что ИЗ-ЗА СООБРАЖЕНИЙ "ЭСТЕТИКИ" РаШИ мог "выкинуть" кусочек из Мидраша в своей цитате????????????????????????????????????????????????

Что-то сегодня у вас "Остапа понесло"(С)... :(

Date: 2007-07-04 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Ну, найдите другое объяснение. Учтите, что р.Шевель не только не видел таких объяснений, но и сам не смог придумать. В поиске учитывайте, что Йефе Тоар доказывает необходимость всех четырёх чудес.
Собственно, Раши знал мидраши, и его читатели их знали и читали, и если он приводит мидраш не целиком - это не означает, что он, редактируя, выкидывает его кусок в мусорную корзину. Одна из целей комментария Раши - педагогическая: что может быть хорошо усвоено учеником. Для этого можно какую-то информацию привести, а другую - не привести.
Заметьте, что мысль эта стара, не моя и она логична. Вы могли бы сформулировать её и сами, если бы с таким "шумом и яростью" не бросились отстаивать чистоту веры, не сделав предварительно перерыв в несколько минут для обдумывания темы.

Date: 2007-07-04 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] uri-superfin.livejournal.com
Зачем искать другое объяснение, если ваше первое вполне сойдет. Во всяком случае, "лимроах" так точно можно. Вплоть до серьезного исследования. :)
"Педагогические цели" комментария РаШи - это чья-то нехорошая в своей фривольности выдумка. Сам РаШИ в "Брейшис" декларирует свою задачу куда как скромнее. :) (Ох, и любят же всякие исследователи "причесывать" ришойним под свое мировоззрение!)
Я не "чистоту веры" отстаиваю, а протестую против того, чтобы делать из РаШИ... педагога (не хочу говорить "раввина") из какого-нибудь "Бар-Илана". :) Он был - мудрец Торы. А не манипулятор!

Date: 2007-07-04 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Ну значит Вы просто не в курсе. Не будете же Вы говорить, что не знаете, что намерения автора книги следуют не только из сделанных им самим заявлений, а ещё и из анализа этой книги, тем более что многие авторы многих книг таких заявлений не делали.
Хотя бы Авинери היכל רש"י посмотрите, там начало дискуссии "Раши - педагог", а потом Моше Аренда. Или вот недавно: מגמה חינוכית בפירוש רש"י לספר בראשית ומבחר ספרי התורה האחרים / גבריאל שטרית. ‬
Не думаю, что стоит напоминать такому высокоучёному человеку, что незнание - не аргумент.

Date: 2007-07-04 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] uri-superfin.livejournal.com
Анализ очень подвержен влиянию собственного мировоззрения. Я лично никогда не видел в РаШИ "явно педагогических" комментариев. Он объясняет ПШАТ. Другое дело, что иногда САМ пшат - поучителен.
Я не буду потеть, разыскивая эти книги. Людям было скучно в жизни, вероятно, что они занимались темами, которые не только "лё нафка мина ле-алохэ", но даже и не "хидушей тойре". Превращают Тору и ее мудрецов в объект научного (тьфу!) исследования. Мискеним. ...Мы уже об этом толковали.

Date: 2007-07-04 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Было резонно предложено в бейн hамецарим обойтись без ругани.

Date: 2007-07-04 10:58 am (UTC)
From: [identity profile] uri-superfin.livejournal.com
а. Я рад, что вы не написали "было предписано". :)
б. А никто тут и не ругается. :)

Date: 2007-07-04 11:02 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Вы ругаетесь и очень обидно.

>педагога (не хочу говорить "раввина") из какого-нибудь "Бар-Илана".>
- это что, Божья роса?

Date: 2007-07-04 11:11 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Вы не понимаете. Когда ругают "наших" - это ругань, когда ругают "наши" - это мягкое отеческое увещевание...

Date: 2007-07-04 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] uri-superfin.livejournal.com
У меня "наукообрезание" Торы - больная тема. Та же "аскала", но под харедимной личиною.
Что вас покоробило? то, что "Бар -Илан" ский универ назван "каким-то", или утверждение, что деканату этого, и подобных им заведений до раввинов, "как до луны"?

Date: 2007-07-04 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Так вот, постарайтесь воздержаться от "больных тем" на время бейн hамецарим. Для меня обскурантизм (=круговая оборона) некоторых религиозных граждан - тоже больная тема. И еще извинитесь за то, что оскорбили походя таких хахамим, как, например рав-профессор hенчко.

Date: 2007-07-04 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] uri-superfin.livejournal.com
Не знаком. А он что написал? "Ибн Эзра: непремеримость в комментариях, как следствие крайней нищеты"? :)

Date: 2007-07-04 11:48 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Я не сомневаюсь что вы не знакомы. Это тем более дает вам серьезный повод для оскорблений.

Date: 2007-07-04 11:59 am (UTC)
From: [identity profile] uri-superfin.livejournal.com
Я ж не говорю, хас ве-шалом, что кто-то из них - негодяй, или реформист. Просто люди делают то, что умеют и любят. ...К сожалению, у них появляются последователи и ученики.

А мы в койллелях тем временем занимаемся получением и передачей Торы следующему поколению. Нам не до "сверхважных" тем, типа "влияние несварения желудка на творчество РаМБаНа". Этим занимаются важные дяди, присвоившие себе раввинский сан, и получающих солидные зарплаты.

ВАЖНО! Никого конкретно не имею в виду, т.к. а) не знаком, б) бывают исключения везде.

Date: 2007-07-04 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
непремеримость

Надеюсь что Торе в вашем колеле обучают лучше, чем русской орфографии.
From: [identity profile] uri-superfin.livejournal.com
Так и знал, что вы к этой опечатке "причепитесь"! ...но надеялся, что до такого "уровня контраргументации" вы не скатитесь.
Ан нет. :)

Я просто, когда волнуюсь, быстро пишу, и, да, бывает, "очипятываюсь". :)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Так все мы люди, все человеки.
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Продолжайте готовиться к Девятому Аба. У вас хорошо получается.

Date: 2007-07-04 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] uri-superfin.livejournal.com
Откуда вы знаете, собственно, как я к девятому аВа готовлюсь? :)

Date: 2007-07-04 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Помните известную историю о Хафец Хаиме, его внучке и польской почте?

Date: 2007-07-05 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] nahman.livejournal.com
Я не помню. Точнее, не знаю. :-)

Очень интересно Вас читать, как всегда.

Date: 2007-07-04 11:32 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Кстати, мы говорили не о педагогах, а о раввинах:
http://www.mgl.org.il/machon/about/staff.asp
Там ещё р.Моше Разиэль не упомянут, который был в моё время и вышел на пенсию.

любопытствую

Date: 2007-07-04 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] uri-superfin.livejournal.com
А лифсок они могли? А смиха у них была?

Re: любопытствую

Date: 2007-07-04 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Смиха была у всех, точно. Р.Моше Разиэль публиковался в "Тхумин". Р.Аѓарон Кац, нынешний глава - даян в бет-дин рабани эзори. Сикумей сугиот по ѓилхот шхив мера и схират поалим изданы и пр., ну это у многих. Об остальных не знаю.

Re: любопытствую

Date: 2007-07-04 12:01 pm (UTC)
From: [identity profile] uri-superfin.livejournal.com
Сикумей сугиет пусть старательные молодые аврехим издают, а потом гордо показывают женам и друзьям, что, мол, "потянули" серьезный труд. :)
В "Тхумин" не только раввины публикуются, как известно. Не индикация - точно.

А что за смиха?

Re: любопытствую

Date: 2007-07-04 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Вот и я говорю, есть у многих. Я и не привожу это как "книгу".
У р.Каца - Керем бе-Явне, у р.Разиэля - не знаю, у многих других (р.Беркович, р.Штерн, у которого я учился больше других) - тоже Керем бе-Явне.

Date: 2007-07-04 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] sentjao.livejournal.com
Хм...Платонический Раши...Beauty is truth...

Date: 2007-07-04 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Не стоит смотреть так глубоко :)

Date: 2007-07-04 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] sentjao.livejournal.com
Да я прикалываюсь. На самом деле все же список у него был другой, или запамятовал... Таково мое очень непросвещенное мнение.

не то слово

Date: 2007-07-04 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] uri-superfin.livejournal.com
Конечно, запамятовал! Делов-то, комментарий к Хумашу писать! это ж, как анкету заполнять; иногда и запамятуешь что-нибудь, так что с того!

Re: не то слово

Date: 2007-07-04 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] sentjao.livejournal.com
Да нет, и в очень серьезном деле очень серьезный ученый иногда может положиться на свою память и не проверить источник. Бывает. Но я на этом никак не настаиваю, если есть другие объяснения - очень хорошо, я сам в этом ничего не понимаю, в чем и признаюсь.

Re: не то слово

Date: 2007-07-04 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] uri-superfin.livejournal.com
Видите ли, у еврейских мудрецов есть то, что нет у ученых: БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ. Причем - ОГРОМНАЯ. :)
С ней подобная "забывчивость" в столь важном проекте - попросту нереальна.

Date: 2007-07-04 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Рамбан спорит с кем-то (не помню с кем, но не исключаю, что с Раши), кто урверждает, что Ицхак после смерти Сары потерял состояние, и снова разбогател только в Эрец Плиштим. Он настолько обеднел, что в период голода собирался эмигрировать. Если действительно это Раши, то, может быть, в этом причина, что он не привел мидраш о богатстве.

Date: 2007-07-04 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Нет, это Рамбан на 25:34, и спорит он, как всегда, с Ибн Эзрой.

Date: 2007-07-05 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] ymarkov.livejournal.com
Он и с Раши спорил тоже. "Ад кан лашон Раши. Вэ-зэ ло нахон!"

Date: 2007-07-04 11:04 am (UTC)
From: (Anonymous)
Chestno govoria, mne vsegda kazalos, chto pravilno dumat v protivopolozhnom napravlenii, chto my mozhen vyuchit iz umolchanij Rashi, kogda on privodit midrash ne polnostju. V dannom konkretnom vrode by tri pervyje sviazany boleje s oblastju duhovnogo, krome togo, oni chudesa v smysle narushenija zakonov fizicheskogo mira. A chetviortoje konechno dlia menia bylo by chudo, no ne dlia mishpahat Avraham

Date: 2007-07-04 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
А второе? Тесто? Хорошо поднимается - не очень чудо, и не очень духовное.

Date: 2007-07-04 11:15 am (UTC)
From: (Anonymous)
Ono sviazano s izmenenijami fizicheskogo sostojanija veschestva, tak zhe kak gorenije ognia i stojanije oblaka, a prihod i uhod deneg ne sviazan.
No ne nastaivaju,
M

Date: 2007-07-04 11:18 am (UTC)
From: (Anonymous)
Potom testo, haly, shabbat, ogon, vsio eto kazhetsia mne javlenijami odnogo riada.
Delo ne v etom.
Delo v tom, chtob iskat v etom napravlenii. Rashi vrode by ne tsitirujet midrash, a pishet kommentarij slovami i frazami midrasha.
Opiat zhe, chestno, ne nastaivaju,
M

Date: 2007-07-04 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Да, это хорошая мысль, эти три чуда связаны.

Date: 2007-07-04 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] reu-k.livejournal.com
или он постеснялся что праотцы обеднели - негоже

Profile

nomen_nescio: (Default)
Arye Olman

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 24th, 2026 12:36 pm
Powered by Dreamwidth Studios