nomen_nescio: (Default)
[personal profile] nomen_nescio
Не помню, писал ли кто-нибудь из исследователей советских 60-х, что эти годы в известной степени были советским Просвещением с его культом разума. Физики лучше лириков не потому, что повышают народное благосостояние (не было же превознесения агрономов и текстильщиков - хотя партия поощряла именно их), а потому, что интенсивнее думают. Идеал человека - сотрудник НИИ. Асимметричный ответ на это представление - рассказ Шукшина "Срезал".
Интересное следствие: проблема дурака. Откуда берутся неразумные и какова их природа? Последний вопрос, звучащий в "Понедельнике", главная проблема, мучающая Сашу Привалова - "умрёт ли когда-нибудь последний дурак"? Вот он, главный враг светлого будущего. Отсюда "сегодня самый лучший день, сегодня битва с дураками... друзьям раздайте по ружью..." Видимо, дурак - это мутация, генетическая болезнь. Он неисправим, может лишь вымереть. В "Понедельнике" человек превращается в дурака из-за эгоистических мыслей, и его уши зарастают волосами. Хороший человек, добрый альтруист = умный человек. Поэтому одна из самых больших трагедий персонажей советской литературы и искусства, настоящее крушение мира (вспомним "Студентов" Трифонова и рассказ Конецкого о "квазидураке") - умный человек, оказывающийся подлецом. Такого же не может быть!
А где больше всего дураков? Во власти, в партийном начальстве. Дурак из горкома - штамп советской и постсоветской диссидентской публицистики, как прозаической, так и стихотворной. Вот он, "поповский обман" Просвещения.

Date: 2007-09-02 05:39 am (UTC)
From: [identity profile] michaelko.livejournal.com
Да, это необходимый элемент "оттепели". Конец этого периода "иллюзий" довольно четко обозначен Пражской весной. Тогда просветители остались с режимом, просвещать его дальше, а диссиденты разочаровались в торхестве разуме.

Date: 2007-09-02 05:49 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Я бы сравнил это с концом 1815-1825 годами. В обоих случаях идет сотворение культуры, и у участников ощущение, что они создают ее на пустом месте.

Понятие "умный" в значении "наш" у декабристов тоже имело хождение.

См. также

Date: 2007-09-02 05:57 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
В кругах Союза Благоденствия, оказавших на П в период работы над первой главой исключительное воздействие, понятия "передовой" и "умный" рассматривались как синонимы (ср.: "Горе от ума", "Общество умных", как называет П Союз Благоденствия в плане романа "Русский Пелам" - VIII, 2, 974, курс. П). Ум же ставился в прямую зависимость от степени образованности и просвещенности. Степень просвещенности героя воспринималась как его общественная характеристика. Необразованность, невежество - объекты сатиры. Ум и просвещение - точка зрения сатирика. Оценка Онегина в V-VII строфах - сатирическая.

Лотман. Комментарий к "Евгению Онегину" гл.1

http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/ONEGIN/CHAPT01/INDEX.HTM

Re: См. также

Date: 2007-09-02 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Да, конечно.

Date: 2007-09-02 06:04 am (UTC)

Date: 2007-09-02 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] michaelko.livejournal.com
Кастати, довольно четко формулировал это Беленков, и позициониоровал себя антипросвещенцем.

Date: 2007-09-02 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] michaelko.livejournal.com
В его письме о "просвещенных хорьках".

Date: 2007-09-02 06:38 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Возможно, солженицынское "образованщина" - это тоже свидетельство этого горького разочарования в торжестве разума.

Date: 2007-09-02 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] michaelko.livejournal.com
Несомненно. Он ведь тоже пережил подобный этап, хоть потом и отнекивался от него. Дни "Нового мира" с Твардовским.
(deleted comment)

Date: 2007-09-02 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] ermite-17.livejournal.com
Просвещение - очень сложное и разнообразное явление. Довольно мало общего между Монтескье, Вольтером, Руссо, Локком, Гольбахом, Лессингом, Лейбницем, Кантом, Беккариа, Джефферсоном, Робеспьером и Маратом. Проблема - откуда берутся умные обманщики, которые будто бы дурачат миллионы баранов, и вообще - откуда берется зло, для "просветителей" была столь же тяжела, как и для шестидесятников. Потому что и у тех, и у других, невзирая на страшные исторические уроки, был оптимистический взгляд на человека. В этом смысле nomen_nescio совершенно прав.
(deleted comment)

Date: 2007-09-02 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] ermite-17.livejournal.com
Толстой - конечно, человек Просвещения. Влияние Руссо на него было огромным, что он сам и признавал.
(deleted comment)

Date: 2007-09-02 10:22 am (UTC)
From: [identity profile] ermite-17.livejournal.com
Просвещение - это революционный "проект", который перевернул европейскую цивилизацию и во многом определил образ жизни современного Запада. Савецкие итээры, убедившись в провале коммунистической утопии, в большинстве остались так или иначе в русле просвещенческого "проекта" и просвещенческой квазирелигии (те, кто в нее не верил, нап. Солженицын, остались в меньшинстве). Сходства и различия всегда найти нетрудно. При чем Будда и Сократ, не понял. Предтеча Просвещения - не Будда, а Конфуций (просветители его очень уважали за успешную попытку внедрения рационалистической этики, не основанной на религии).

Date: 2007-09-02 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Когда я прочитал толстовское "разумное и нравственное всегда совпадают" (это в конце XIX века!), я просто не знал что думать об умственных способностях этого человека.

Date: 2007-09-02 10:56 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Проблему "квазидурака" (по Конецкому) можно назвать проблемой Выбегалло. "Был он циник, и был он дурак". К тому же он хам и стукач. И сделал очень успешную карьеру в "красной Касталии".
"Очень я его не любил". А что делает с его дублем Ойра-Ойра? Только с дублем, на большее не осмеливается.

Date: 2007-09-02 02:30 pm (UTC)
From: [identity profile] grimalkin2006.livejournal.com
Просветительский компонент очень силен в большевизме и в послепетровской русской культуре вообще. Первые десять-пятнадцать лет большевизма - это просвещенный абсолютизм, довольно быстро переродившийся в мрачный деспотизм.

Profile

nomen_nescio: (Default)
Arye Olman

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 23rd, 2026 11:45 am
Powered by Dreamwidth Studios