nomen_nescio: (Default)
[personal profile] nomen_nescio
В разговоре с [livejournal.com profile] girsa_dejankuta был задан вопрос:
Почему ѓафтара прошлой субботы - начало книги Йешаяѓу - описывает совсем не ту ситуацию, которая - как мы считаем - наблюдалась перед разрушением Первого Храма?
"(11) К чему Мне множество жертв ваших? – говорит Г-сподь. – Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови быков и овец и козлов не желаю Я. (12) Когда вы приходите, чтобы предстоять Мне, кто просит вас топтать дворы Мои? (13) Не приносите больше пустого дара; воскурение – мерзость для Меня; собраний, которые вы собираете в начале нового месяца и в субботы, не терплю Я: беззакония с празднеством. (14) (Жертвы) ваши в начале нового месяца и празднества ваши ненавистны стали душе Моей, обузою они стали для Меня: устал Я терпеть их. (15) И когда вы протянете руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не слышу; руки ваши полны были крови".
Пророк ничего не говорит здесь об идолопоклонстве, наоборот - подчёркивает, что жертвы приносятся, субботы и новомесячья соблюдаются. Но Богу они не нужны - из-за кровопролития и грабежа. Описывается обстановка, предшестовавшая разрушению Второго Храма, а не первого! Это ведь тогда в Храме соблюдались все культовые правила и нормы на фоне постоянных смертоубийств.

Были предложены ответы:
- Действительно, это пророчество относится ко временам Второго Храма. Ничего удивительного: пророчество с дальним прицелом.
- Такова и была ситуация в то время, а позднее было предложено другое её видение.
- Это пророчество было сказано за сто пятьдесят лет до разрушения Первого Храма и вообще никакого отношения к его разрушению не имеет, и призвано лишь пробудить в нас, слушателях, стремление к раскаянию. А о ситуации перед разрушением говорят Ирмеяѓу и Йехезкель. Если же спросите: почему именно эту ѓафтару расположили перед Девятым ава - ответим: для напоминания о событиях Второго Храма. Ведь Танах ничего о них не говорит, а нужно каким-то образом посредством такого важного элемента синагогальной службы, как чтение Торы и Пророков, напомнить и об этом периоде нашей истории.
- В пророчестве Бог расставляет акценты. Евреи той эпохи совсем не отрицали святости места Храма, но вполне допускали возможность поклонения на этом прекрасно приспособленном для служения месте какому-нибудь идолу. Поэтому: если Бог будет угрожать уходом из Храма за людские грехи, "свято место пусто не бывает", и на Храмовой горе окончательно водворится идолослужение. Всевышнему нужно цепляться за Храм, за культ, не позволять Себе отвергнуть служение, выродившееся в пустую форму - потому что иначе не будет ни формы, ни содержания, и неоткуда будет призывать к исправлению. Не до жиру.

Date: 2008-08-10 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] antidos.livejournal.com
Мне кажется, тут всё проще. Совершенно чётко Бог говорит, что никакие заповеди "бейн адам лемаком" его не интересуют. Так что Йешаягу тоже был "антидосом" :)

Date: 2008-08-10 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
"Совершенно чётко Бог говорит, что никакие заповеди "бейн адам лемаком" его не интересуют. "

По крайней мере - что соблюдение "межчеловеческих" законов - важнее ритуалов.

Date: 2008-08-11 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] senderka.livejournal.com
Пророк ничего не говорит здесь об идолопоклонстве, наоборот - подчёркивает, что жертвы приносятся, субботы и новомесячья соблюдаются. Но Богу они не нужны - из-за кровопролития и грабежа. Описывается обстановка, предшестовавшая разрушению Второго Храма, а не первого! Это ведь тогда в Храме соблюдались все культовые правила и нормы на фоне постоянных смертоубийств.

Прошу прощения, но в Талмуде (Йома 9б) сказано, что Первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства, разврата и кровопролития - так что у проророка все правильно. :)
А вот Второй Храм был разрушен (не из-за кровопролития, а) из-за беспричинной ненависти.

Date: 2008-08-12 11:39 am (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
Разумеется, Талмуд, написаный 1000 лет спустя, гораздо более авторитетный источник, чем Танах и Тора.
Это же "устная Тора" !

Date: 2008-08-13 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] senderka.livejournal.com
Уважаемая Злата, уже давно имея честь общаться с Вами, я не перестаю удивляться, как у профессионального программиста может напрочь отсутствовать способность мыслить логически.

Впрочем, я должен отдать Вам должное, логическое мышление (а вместе с ним и адекватное восприятие) у Вас напрочь пропадает исключительно в тех областях, которые имеют хоть какое-то отношение к евреям и иудаизму. А раз так, у меня нет ни малейших причин сомневаться в Вашем высоком профессиональном уровне. :)

Date: 2008-08-19 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] zlata-gl.livejournal.com
Я понимаю, конечно, что неверие в Ваши догматы есть "полное отсутствие логики".

А может быть так, что это у Вас, в результате долгого "религиозного воспитания" и постоянных молитв - пропадает способность мыслить логически, как только логика вступает в конфликт с Вашей верой ?
У Вас есть что возразить - по поводу степени авторитетности Письменной Торы и Устной ?
Как может знание, якобы передававшееся устно более 15 веков, и после этого записанное, и составившее десятки толстых томов, быть "авторитетнее", чем записанное "изначально" ?

Какому свидетелю Вы поверите в суде: тому кто был очевидцем событий - или услышавшему "через 10 уст и ушей" ?
В Торе по крайней мере написано, что она записана непосредственно Моисеем после получения от самого Бога.
Это не значит, что ВСЕ обязаны в это верить.
Но Вы-то утверждаете, что верите. Как же Вы можете "предпочитать" написанное много веков спустя - когда оно противоречит первому ?

Profile

nomen_nescio: (Default)
Arye Olman

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 23rd, 2026 01:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios