nomen_nescio: (Default)
[personal profile] nomen_nescio
В ѓалахе есть понятие "главный учитель" человека (רבו המובהק) - тот, кто главнее отца. Его нужно спасать и выкупать прежде отца, его провожают на расстояние три фарсанга, перед ним встают и стоят, пока он видит, и т.п. Главный учитель - тот, кто дал человеку большую часть его мудрости (Бава мециа 33а, мнение р.Йеѓуды).
Рамбам в Мишне тора, Законах о грабеже и пропаже, 12:2 тоже приводит это определение - с одним уточнением: "тот, кто дал ему большую часть мудрости в Торе". Неудивительно: ведь по Рамбаму (по крайней мере, в Море невухим, притча о дворце, 3:51) философская мудрость выше мудрости Торы, потому и нужно уточнить. Но почему Рамбам ничего не говорит о том, как нужно возвращать потерю "главному учителю философии"? Это тоже неудивительно, в этом месте "Мишне тора" эта философская мудрость вообще не упоминается: аудитория Мишне тора - это те самые "ходящие вокруг дворца и не могущие войти внутрь", люди, занимающиеся лишь Торой.

Date: 2008-09-05 02:00 pm (UTC)
From: [identity profile] my-green.livejournal.com
Книги купил. ПАостораюсь передать. Менахот не было,Хулин не вышел. Купил Арахин - Тмура. Ты просил что-нибудь после Звахим.

Date: 2008-09-05 02:02 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Иишар коах! Здорово! А Менахот поищи, пожалуйста, потом, ладно?

Date: 2008-09-06 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] my-green.livejournal.com
Постараюсь. Это срочно?

Date: 2008-09-06 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Нет, это совсем не срочно. Спасибо!

Date: 2008-09-23 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
А я купил Кретот-Меила-Тамид-Мидот-Кеним.

Date: 2008-09-23 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] my-green.livejournal.com
Так менахот еще нужен?

Date: 2008-09-24 03:54 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Да, Менахот нужен. Спасибо!

Date: 2008-09-23 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] my-green.livejournal.com
Книги уже в Москве. Их Мойше должен забрать

Date: 2008-09-24 03:54 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Спасибо! А сколько я тебе должен?

Date: 2008-09-06 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] as-la.livejournal.com
По моему, здесь не филосовская мудрость, а житейская мудрость. В мишлей (не дословно), мудрый сын - радуется отец, глупый - страдает мать. ГРА на это дает комментарий, отец дает мудрость в Торе и каждый день отец слышит хидуш. Мать дает житейскую мудрость и она страдает, потому что сын дома сидит. Житейская мудрость выше: Мудрец не тот кто на изусть знает псуким, а тот кто может дать жизненный совет. Еще есть комментарий Раши, что значит мудрых и проницательных. Мудрый это тот, кто берет когда ему приносят, а если не приносят то сидит и ждет. Проницательный же, когда приносят берет, если нет, идет и сам ищет. Надо быть и мудрым и проницательным.Еще дерех эрец кодма ле Тора.

Date: 2008-09-06 07:37 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Да, но об этом Рамбам нигде не пишет. В Море он пишет именно о философии, а в Мишне тора в этом месте лишь о мудрости Торы. А комментарии хорошие.

Date: 2008-09-06 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] as-la.livejournal.com
В "мидот игайон" как раз по моему это его центральная линия, что если мудрость превышает твои дела, то твоя мудрость не устоит. А если дела превышают мудрость, то эта мудрость устоит. Т.е. житейская мудрость выше, потому что это уже воплощенная мудрость Торы, хотя иногда и неосознанная. А философия вытекает из житейской мудрости. Получается классическая формула, учеба-действие-учеба. Но учеба обязательно должна перерастать в действие.

Date: 2008-09-06 08:40 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Философия по Рамбаму никак не может вытекать из житейской мудрости. А приведённая цитата - из Авот. А "Милот ѓигайон" - очень раннее произведение и в большой степени цитатник.

Date: 2008-09-06 11:05 pm (UTC)
From: [identity profile] as-la.livejournal.com
А из чего вытекает философия?
Первый философский спор был у Адама с Б-гом. О том что такое красота. Есть замечательные комментарии на слова "на этот раз" (про Хаву). Спрашивается, почему Всевышний сразу не усыпил Адама? Первый вариант, чтобы понял что такое красота. И выводиться, что мужчине не показывают половины работы. И еще, красота нужна самому мужчине, иначе он не согласился бы за нее платить :) . Во-вторых, чтобы он не забывал об этом :)
Теперь вопрос, был бы этот спор, если бы Адам не пережил предыдущего раза?

Profile

nomen_nescio: (Default)
Arye Olman

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 23rd, 2026 02:42 pm
Powered by Dreamwidth Studios