nomen_nescio: (Default)
[personal profile] nomen_nescio
Ещё об определении еврейства.
Тут говорится о еврействе как Пардесе. А я бы сказал так:
Если еврейство - это раса:
- это навсегда
- можно быть евреем наполовину или на четверть
- это не зависит от тебя
- это не влияет на твоё поведение, но влияет на отношение к тебе других.
Если еврейство - это национальность:
- полукровка может её выбрать
- можно её сменить (не записываем же мы Энди Уорхола навечно в лемки!)
Если еврейство - это религия:
- в неё можно войти, но из неё нельзя выйти
- нельзя быть "больше или меньше евреем", но можно быть "лучше или хуже евреем"
- это определяет твои поступки

Раньше всё было просто. Для средневекового еврея - только религия. Для нациста - только раса. Для советского еврея - только национальность. А теперь... Даже харедим смешивают религию с расой (сравните шансы на успешное супружество у чистокровных и у геров или полукровок).
А главное - прибавилось новое определение, данное, кажется, Мордехаем Капланом:
Еврейство - это цивилизация:
- это функция поведения
- его границы проницаемы (можно вести себя сегодня как еврей, а завтра - как американец или как вегетарианец)
- его границы расплывчаты (можно сегодня больше проявлять себя как еврей, а завтра - меньше)
- и это определение может перекрываться с другими. Некто может в синагоге вести себя как еврей-религия, а потом на лекции или в летнем лагере - как еврей-цивилизация.
Вот это перекрывание - главный подарок нам от века постмодернизма. Оно и сбивает с толку. А надо всего лишь выяснить целевую аудиторию и понять, в какой из перекрывающихся ипостасей я в этот момент выступаю.
Можно и не перекрываться. Но тогда целевая аудитория будет гораздо меньше, а поскольку даже эта уменьшенная аудитория живёт по нескольким определениям - в ней далеко не до всех удастся достучаться.

Date: 2012-08-29 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] yohaha.livejournal.com
А почему из религии нельзя выйти?

Date: 2012-08-29 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Мы считаем, что нельзя: אף על פי שחטא ישראל הוא

Date: 2012-08-29 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] yohaha.livejournal.com
Ну, рамбам, к примеру, пишет, что совершающий идолопоклонство или публично нарушающий субботу во всех отношениях подобен нееврею. И выкресты там, все дела. А уж что их потомство такое - только продвинутый цадик распознает

Date: 2012-08-30 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
Если еврей становится буддистом, то он по генотипу остается евреем, а религиозно нет. Человек - штука составная, мы можем смешать любые гены X с любой культурной традицией Y. :)

Date: 2012-08-30 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] ben-yehoshua.livejournal.com
Это национальность или раса. Здесь же обсуждается религия.
Edited Date: 2012-08-30 01:12 pm (UTC)

Date: 2012-08-30 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com
Насколько я вижу из поста хозяина данного ЖЖ, он как раз обсуждает все в комплексе. В любом случае - спасибо Вам за Ваш комментарий. :)

Date: 2012-08-29 08:34 pm (UTC)
From: [identity profile] yohaha.livejournal.com
А еще - для меня важен, помимо всего сказанного, специфически еврейский способ мышления и его культивирование. Может, это как раз "сод" по определениям недосиониста

Date: 2012-08-30 05:40 am (UTC)
From: [identity profile] nedosionist.livejournal.com
Это интересная мысль. С одной стороны, да, специфически еврейский способ мышления должен бы соответствовать сод-еврейству. Но с другой, у разных уровней разные способы мышления, а то и несколько, и многие из них специфически еврейские.

И вот, на схожую тему:
http://rujew-us.livejournal.com/19350.html

Date: 2012-08-29 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] yzingerman.livejournal.com
http://yzingerman.livejournal.com/63856.html

Date: 2012-08-29 08:39 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Как-то это слишком постмодернистски, на мой вкус.

Date: 2012-08-29 08:45 pm (UTC)
From: [identity profile] yzingerman.livejournal.com
К сожалению, да.

Date: 2012-08-29 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] burrru.livejournal.com
Получается, еврейство - это слон из притчи?...

Date: 2012-08-30 05:26 am (UTC)
From: [identity profile] nedosionist.livejournal.com
А мы примеряем попону маленького слоненка на части выросшего слона...

Date: 2012-08-29 10:12 pm (UTC)
From: [identity profile] tavas.livejournal.com
Что значит теперь харедим смешивают? Есть история в Талмуде про товарища у которого папа был нееврей и у него были проблемы с шидухом.

Date: 2012-08-30 02:43 pm (UTC)
From: [identity profile] rav-chaim.livejournal.com
И что с того?

Date: 2012-08-30 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] tavas.livejournal.com
Это значит, что это не новая выдумка харедим.

*Я женат на гиерет

Date: 2012-08-30 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] rav-chaim.livejournal.com
Выдумка их в том, что это не смотреть на человека и его личные качества, а только на происхождение. Проблема с герами во времена Талмуда была другая - та что у Кальбы Савуа с Рабби Акивой - полное невежество в Торе ибо не было у кого учиться. Вот когда Рабби Акива исправил эту проблему, у Кальба Савуа исчезли все роблемы с шидухом.

Если бы Рахель или Брурия вели себя как сегодня ведут себя харедим по поводу шидухов, то они не имели бы того великого зхута быть жёнами величайших танаим.

Date: 2012-08-30 04:03 pm (UTC)
From: [identity profile] tavas.livejournal.com
Я не про обычных геров говорю, а про товарища, у которого папа был не еврей. Ему посоветовали переехать в другое место, где не будут знать про его папу.

Про харедим и шидух - см. р. Амрам Блой :-)

Date: 2016-07-12 05:22 pm (UTC)
From: [identity profile] chenai.livejournal.com
Точно. Вот же Брурии понравилось.

Date: 2012-08-30 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com
Согласно твоим определениям, я (как можно было предположить и заранее) - типичный средневековый еврей :)

Date: 2012-08-30 05:04 am (UTC)
From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com
Но мне кажется, что мою целевую аудиторию это не сужает. Я просто заодно рассказываю представителям других цивилизаций про свою, разве нет? Конечно, в средние века этим мало кто занимался, это уже ближе к Возрождению.

Date: 2012-08-30 05:34 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Так тоже можно.

Date: 2012-08-30 05:29 am (UTC)
From: [identity profile] nedosionist.livejournal.com
Я бы сказал, что при Вашем подходе надо учитывать и то, в какой ипостаси аудитория/собеседник, или о какой ипостаси текст.

Date: 2012-08-30 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Конечно.

Date: 2012-08-30 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] ne-goya.livejournal.com
"- его границы проницаемы (можно вести себя сегодня как еврей, а завтра - как американец или как вегетарианец)

А может ли американец нееврейского происхождения вести себя сегодня как еврей, а завтра, как вегетарианец?))

"Для средневекового еврея - только религия."
Но это же не так! И лучшим доказательством того, что это не так, служит "Мегилат Эстер".

Я бы сформулировал так:
Еврейство, это национальность, густо приправленная религией. Диабетики и вегетарианцы могут однако прекрасно обойтись и без приправы.)))

Date: 2012-08-30 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Если бы для средневекового еврея еврейство было национальностью, были бы евреи-мусульмане.

Date: 2012-08-30 09:38 am (UTC)
From: [identity profile] ne-goya.livejournal.com
Это, конечно, не средние века, но дёнме до сих пор существуют.

А по сути, так самоопределение какой-либо группы себя, как "народа" уже говорит само за себя. Тут, конечно, накладывается еще и то, что народ этот - "народ-священник".

Date: 2012-08-30 11:19 am (UTC)
From: [identity profile] o-aronius.livejournal.com
Несколько религий в рамках одной "национальности" - по-моему, до Реформации этого вообще нигде не было.

Date: 2012-08-30 11:37 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Да, лучшее доказательство - Балканы с их мегленорумынами и сербами-хорватами-боснийцами.

Date: 2012-09-02 09:04 am (UTC)
From: [identity profile] meir-n.livejournal.com
"Для средневекового еврея - только религия."
IMHO, не совсем. Скорее - сочетание религии с национальностью. Поскольку евреем можно не только стать, но и родиться. И это
1)не по твоему выбору, и
2)таки навсегда

Profile

nomen_nescio: (Default)
Arye Olman

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 23rd, 2026 11:41 am
Powered by Dreamwidth Studios