nomen_nescio: (Default)
[personal profile] nomen_nescio
Читал "Книгу Юбилеев" (в переводе Смирнова, другого дома не было, сейчас-то могу сравнить с Чарльзом). "Много думал". В особенности над несколькими ѓалахическими фрагментами:
Посему на небесных скрижалях определено для Израиля, чтобы они праздновали праздник кущей в течение семи дней с радостию, в седьмой месяц, дабы это было приятно Господу, в вечный закон для родов их, на все века и годы; и нет для сего установления конца дней, но навек определено относительно Израиля, чтобы они праздновали его, и жили в кущах, и возлагали венки на свои головы... (16:30-31)
Ради сего Он на скрижалях повелел всем, знающим правду закона, покрывать свою срамоту и не обнажаться, как обнажаются язычники (3:31-32)
Эти законы даются с той же интонацией и в том же ряду, что, например, запрет есть кровь или обязанность приносить пасхальную жертву. То есть если в Суккот у вас есть сукка, есть лулав, но нет венка на голове - всё, опаньки, вы уже из сынов Велиала и хозяин ваш - Мастема.
И посему определено это как закон на небе — давать вторую десятину, чтобы есть ее пред Господом в том месте, которое избрано, чтобы имя Его обитало там, во все годы. И для сего закона нет конца дней; навечно записано то постановление, чтобы делать это ежегодно, именно — есть вторую десятину пред Господом в том месте, которое избрано. И ничего не должно быть оставляемо от нее на следующий год, но в том же году должно быть съедаемо семя до следующего года, от дней начатков года, семени, и вина, и масла, опять до этих же дней. И все, что останется от нее и сделается устаревшим, должно считать оскверненным и сожечь огнем, ибо это нечистое. И так они должны вместе есть ее во святом доме и не давать ей залеживаться. И все десятины от рогатого скота и овец суть святы Господу, и Его священникам должны принадлежать они, чтобы они ели пред Ним из года в год. Ибо так это определено и начертано на небесных скрижалях относительно десятины. (32 глава)
И прочие мелочи:
Всякий, кто оскверняет этот день, кто спит с своею женою, и кто говорит о том, что он хочет предпринять в нее (в субботу) путешествие или о разного рода купле и продаже, и кто черпает воду, не приготовив ее себе в шестой день, и кто поднимает ношу, чтобы перенести ее из своего шатра или из своего дома, тот должен умереть...
Но каждый человек, который совершает дело, и предпринимает путешествие, и ухаживает за своим скотом, будь это дома или в другом месте, и кто зажигает огонь, или едет верхом на каком-нибудь животном, или путешествует на корабле по морю, и каждый, кто убивает и умерщвляет кого-либо, и кто закалывает животное или птицу, и кто ловит зверя, или птицу, или рыбу, и кто постится, и кто ведет войну в субботний день; всякий, кто делает что-нибудь из этого в субботний день, тот должен умереть, чтобы дети Израиля хранили субботу по заповедям о субботах земли, как это списано с небесных скрижалей
(глава 50).
Смертный приговор за пост в субботу.
И если муж в Израиле отдаст свою дочь или сестру какому-либо мужу от семени язычников, или отдал, то да умрет он смертию, и его должно побить камнями, ибо он совершил грех и бесчестие Израилю. И жену должно сожечь огнем, ибо она осквернила имя дома своего отца, и она должна быть истреблена из Израиля... непременно должен быть истреблен тот муж, который осквернил свою дочь, во всем Израиле, ибо он от своего семени дал Молоху и совершил вину, осквернив его (ну это просто как לאעברה לארמיותא в Мишне Мегила 4:9) (глава 30).
Слоника-то за что... Сравни: "а девице не делай ничего, нет на девице вины".

Date: 2012-10-27 05:29 pm (UTC)
From: [identity profile] hamaskil.livejournal.com
Слава богу, что в алаху венки не вошли, а то сейчас сидели бы, как идиоты, с венками ;)

Date: 2012-10-27 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] yzingerman.livejournal.com
Буквально полгода назад проводил тот же опыт.
Вот серия моих заметок (сырой материал для обработки, не более того):
http://yzingerman.livejournal.com/129589.html
http://yzingerman.livejournal.com/129906.html
http://yzingerman.livejournal.com/130704.html
http://yzingerman.livejournal.com/131833.html
http://yzingerman.livejournal.com/132137.html

Date: 2012-10-27 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Стоит подумать вот на какую тему: каков Sitz im Leben книги Юбилеев? Она ведь представляет собой переписывание книг Берешит и Шмот с явно апологетическими и цензурирующими целями. Дескать, "не читайте Пятикнижие, читайте наше изложение, официально одобренное". А книга Берешит у всех на виду и на слуху, судя по совершенно ненужным вставкам о перечислении царей Эдома и нестыковке двух описаний творения человека: это нельзя выбросить, это все помнят.
Судя по отрывкам об обрезании, филистимлянах и покорении сынов Эсава, книга написана где-то в царствование Йоханана Гиркана или Александра Яная. Тогда это "царское", "официальное" изложение книги Берешит, с обоснованием изначального преимущества священников (заметь - Амрам и в рабстве не был!), их привилегий (десятина скота!!!) и тогдашнего религиозно-уголовного законодательства.
Следующий вопрос: если это "официальные" книги Берешит и Шмот, что тогда "официальная" Ваикра и Дварим? Мегилат ѓа-микдаш?
И ещё вопрос: с кем борется автор Юбилеев? Какое общество, какая партия крепко держится за свитки книг Берешит и Шмот, не желая менять их на этот официоз? Видимо, фарисеи, с которыми Янай поцапался.

Date: 2012-10-27 09:20 pm (UTC)
From: [identity profile] yzingerman.livejournal.com
Очень интересная идея! Никогда в таком ключе не думал, но звучит весьма убедительно.

Date: 2012-10-28 05:18 am (UTC)
From: [identity profile] ermenegilda.livejournal.com
С XIX века резкое увеличение средней продолжительности жизни (прогресс в хирургии, антибиотики, прививки, инсулин при диабете и т.д.) Только что-то морального прогресса не видно.

Date: 2012-10-27 11:40 pm (UTC)
From: [identity profile] o-aronius.livejournal.com
Не помню, кем, но помню, что неоднократно было замечено, что на фоне идеологических конкурентов фарисейская галаха была просто архи-либеральной. :)

Date: 2012-10-28 04:22 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Ну уж. А кто выдумал שני, שלישי, רביעי в степенях нечистоты?

Date: 2012-10-28 11:09 am (UTC)
From: [identity profile] o-aronius.livejournal.com
Это внутрифарисейские игры, до простого народа касательства не имевшие.

Date: 2012-10-28 11:49 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Так-то оно так. А вот зачем так подробно описываются в Мишне и Тосефте законы זבים? Неужели вокруг столько больных гонореей? Нет, дело в двух маленьких высказываниях: עשו את הגוים כזבים לכל דבריהם и בגדי עם הארץ - מדרס לפרושים. Первое означает, что все неевреи подпадают под те же ограничения (нельзя вместе в лодке плыть, нельзя палец подсунуть под скамейку, на которой он сидит, нельзя трогать никакую его вещь - включая монеты и товары), что и больные гонореей. А второе - что до определённой степени под те же ограничения попадают и "амей ѓа-арец".

Date: 2015-12-22 05:45 am (UTC)
From: [identity profile] shenbuv.livejournal.com
Суровая алаха цдуким?

Date: 2015-12-22 05:50 am (UTC)
From: [identity profile] nomen-nescio.livejournal.com
Возможно, но я не уверен.

Profile

nomen_nescio: (Default)
Arye Olman

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Mar. 24th, 2026 05:15 am
Powered by Dreamwidth Studios